Связаться с нами:

Ежедневно поддерживаем мам и пап в социальных сетях Два Слога, подписывайтесь:
Сотрудничество:
Консультации:
Путь от «Мы» к «Я»
Позднее этот процесс Малер обозначила как теорию «сепарации-индивидуации».
Как малыш учится быть собой рядом с мамой (по теории Маргарет Малер)
В исследовании принимали участие младенцы в возрасте от 2 до 5 месяцев, и наблюдения продолжались примерно до их трехлетия. Собранные данные — видеозаписи, интервью с родителями и отчеты о семейных визитах — анализировались в основном в рамках коллективных обсуждений, без строгих статистических методов. Основное внимание уделялось процессу постепенного перехода ребенка от симбиотического единства с матерью к обретению автономии.
Исследователи ставили перед собой задачу понять, как условно «здоровые» дети приобретают и устанавливают чувство здоровой идентичности. Идентичность, по Малер -- осознание чувства собственного бытия, самый ранний шаг в развитии индивидуальности.
Спустя 10 лет, в 1959 году, Малер и ее коллеги по детскому центру запустили уже другое масштабное лонгитюдное исследование. На протяжении 9 лет, команда психологов под руководством Малер наблюдали за взаимодействием 38 пар «мать—ребенок» в специально оборудованном игровом пространстве.
Изучая психические нарушения у детей, Маргарет уделяла особенно внимание окружающей среде, в которой рос младенец, а также особенностям отношений между матерью и ребенком. Подчёркивалось, что самые тяжелые психические нарушения у детей закладываются как правило на первом или втором году жизни.
Малер изучала особенности детей, которым было сложно отделиться от матери — это были тревожные и недоверчивые дети, которые боялись отходить от своих опекунов. Пользуясь как метафорой биологическим термином «симбиоз», Малер назвала это расстройство симбиотическим психозом.
В 1949 году, работая в своем Нью-йоркском детском психологическом центре на Манхеттене, Малер запустила большой исследовательский проект при поддержке национального фонда поддержки здоровья США, целью которого было изучение детских психических отклонений.
Об исследовании
Об авторе теории
Представьте исследовательницу, которая много лет наблюдала за мамами и малышами в уютной игровой.
Маргарет Малер, венгерский психоаналитик, именно так и делала в Нью-Йорке в середине прошлого века.
Она — венгерский врач психиатр, психоаналитик, внесла значительный вклад в развитие детского психоанализа и к пониманию процесса становления детской психики. Является одной из ключевых фигур развития науки психоанализа.
Ее интересовало не только то, как дети развиваются, но и как складываются их самые первые и важные отношения с мамой.
Сепарация подразумевает под собой выход из симбиотического слияния с матерью, а индивидуация состоит из совокупности детских достижений ребенка, которые убеждают его в наличии у него собственных индивидуальных характеристик. В норме, процесс сепарации вызывает у ребенка не только тревогу, но и чувство удовольствия от отделения и приобретения самостоятельности.
Начнём с того, что согласно теории Маргарет Малер после физиологического рождения любой новорождённый вступает в длительный процесс «психологического рождения». Этот процесс — сложная трансформация осознания и восприятия себя — часто драматичен для обеих сторон, для матери и для её ребенка, особенно на первых порах. Знание о нормальности этих изменений — большая поддержка для родителей, которые задаются вопросами нормальности поведения и проявлений ребёнка в различные периоды взаимодействия с ним. Теория и открытия Маргарет Малер помогают понимать, почему малыш ведет себя так или иначе на разных этапах, и что за этим стоит — его внутренняя работа по становлению будущего взрослого человека.
Знакомо ли вам чувство, когда новорожденный кажется частью вас самих, а потом… он вдруг отползает в сторону? Это не просто физическое движение — это начало большого внутреннего пути вашего ребенка к самостоятельности. Психоаналитик Маргарет Малер описала это удивительное путешествие — путь от сепарации к индивидуации. Не пугайтесь сложных слов! Это просто процесс, в котором малыш постепенно осознает: «Я — это я, а мама — это мама», и это прекрасно, правильно, естественно. В этой статье мы предлагаем разобраться, какой путь проделывает маленький человек в первые 3 года жизни и как мама может учиться понимать происходящее, оставаясь надежной гаванью для своего ребёнка.
Единое, но уже не целое
Фаза «нормального аутизма» (0−1 месяц)
Первые недели: рождён, но только начинает рождаться
Обращаем внимание, что РАС — (расстройство аутистического спектра) — это комплекс нарушений развития, влияющих на способность человека взаимодействовать с окружающим миром. Это не одно заболевание, а целый спектр состояний, вызванных различными причинами, такими как генетические особенности, нарушения сенсорных систем или органические поражения центральной нервной системы. Термин «аутизм» в теории Маргарет Мадлер не относитя к РАС.
Такой ли он получился, как фантазировала о нем мать?
Испытывает ли мать по этому поводу радость или разочарование?
В отсутствие предшествующего материнского опыта, перворожденный ребенок может восприниматься матерью почти как инопланетянин. Аутизация матери проявляется в том, как смешиваются или не смешиваются внутренняя (образ) и внешняя реальности в восприятии ребенка.
Ваша задача сейчас – помочь малышу чувствовать себя в безопасности и комфорте, наладить ритм кормлений и сна. Не ждите от себя многого, просто будьте рядом.
Многие женщины, описывая первые несколько месяцев после рождения ребенка, говорят, что «это был полный хаос». Маме необходимо время, чтобы перестроиться на новый жизненный уклад и график с ритуалами младенца — кормление, сон, прогулки. В это время сознание может быть как будто фрагментированым, мать может попеременно хвататься то за одно дело, то за другое, при этом весь ее фокус направлен на ребенка. Дональд Вудс Винникотт [британский педиатр и психоаналитик] это состояние описывал термином «нормальное материнское безумие». От того, как будет проживаться фаза нормального аутизма у матери, будет ли поддерживаться состояние гомеостатического равновесия — зависит дальнейшее развитие самого ребенка.
Малер считала, что младенец первый месяц жизни пребывает в своеобразном «психологическом коконе», где его сознание направлено исключительно на поддержание физиологических процессов: дыхания, сосания, терморегуляции и сна. Ребенок в этот период не осознает ни себя, ни окружающую среду, не отличает мать от себя и вообще не воспринимает мир в привычном для нас смысле. Его поведение — это в основном врожденные рефлексы, и он реагирует на стимулы (голод, дискомфорт, тепло) скорее биологически, чем осознанно. Мамы (в первую очередь те, кто становится ими впервые) также переживают в этот период специфические состояния.
Для новорожденного, пребывавшего в уютной темной материнской утробе девять месяцев — внешний мир полон раздражителей (свет, звуки, прикосновения, купания), к которым необходимо адаптироваться.
Малер использовала термин «аутизм» не в медицинском значении, связанном с расстройствами аутистического спектра, а в более широком смысле — как временное состояние младенца, при котором он будто бы «закрыт» от внешнего мира и сосредоточен на внутренних ощущениях.
«Беременность и роды — это события, переворачивающие психику. По уровню стресса это событие сопоставимо с ощущениями и чувствами, возникающими при смерти близкого человека.»
Фаза симбиоза (1-5 месяц)
Ощущение единого целого
Отвечайте на зов малыша, носите на руках, говорите с ним. Ваша отзывчивость сейчас — фундамент его будущей уверенности в себе и мире.
На данном этапе также происходит процесс, который психолог М. И. Лисина назвала «комплексом оживления». В комплекс оживления входит набор специфических реакций, которые проявляет младенец: улыбка, задержка взгляда, издавание звуков, движения ручками и ножками. Эти реакции возникают не как ответ на появление матери, а скорее как способ вызвать у нее какую-то конкретную реакцию, приглашение к контакту.
На этом этапе младенец ощущает себя и мать как единое целое. Он по-прежнему не различает границы между собой и окружающим миром. Ребенок полностью зависим от матери, и его основные потребности удовлетворяются через тесный физический и эмоциональный контакт с ней. Адекватное отражение матери потребностей и нужд ребенка приводит к синхронизации их биологических ритмов. Важным достижением на стадии симбиоза является формирование базового доверия к миру и превращение матери в главный объект любви и формированием привязанности.
Большое путешествие к себе
Примерно с 5 месяцев начинается увлекательный и важный процесс, который Малер назвала «сепарацией-индивидуацией». Малыш начинает осознавать: «Я — это я, а мама — это другой человек», и это очень-очень непросто.
Фаза различения (5–10 месяцев)
Кто ты?
Особенность этого возраста состоит в том, что тогда, когда ребенок не видит маму, ему она кажется потерянной навсегда.
В дополнении к боязни чужих людей, ребенок в этом возрасте ощущает страх быть брошенным.
Тревога восьмимесячных или сепарационная тревога (страх разлуки) — закономерное проявление нормального развития ребенка, обнаруживающее себя в возрасте около 8 месяцев.
В период от 6 до 8 месяцев у малышей появляется тревожность при встрече с незнакомцами, они могут реагировать плачем на посторонних («тревога восьмимесячных») — это является прямым свидетельством того, что ребёнок научился «различению», он отделяет мать от других людей.
Помните: страх чужих — не каприз, а важный этап узнавания «своих». Будьте рядом, дайте ему время освоиться.
Младенец начинает замечать разницу между собой и матерью — это новая опция, которая была недоступна ранее. Сюда относятся моменты, когда малыш пристально разглядывает лицо матери, ощупывает его руками, словно «исследует», «всматривается» в неё как в отдельный объект.
Этот этап — центральное звено в теории Малер. Именно в этот период начинается активное психологическое отделение ребёнка от матери и постепенное осознание собственной идентичности. Речь идёт не о разрыве связи, а о внутреннем движении — от слияния к «я», которое чувствует, хочет, исследует и отличает себя от другого.
Фаза практики (10–18 месяцев)
Привет, мир!
Мамам бывает тревожно: «Куда он залезет? Не упадет ли?» Старайтесь находить баланс: будьте доступны для «эмоциональной заправки», но не мешайте исследовать (обеспечив безопасность пространства). Ваше спокойное присутствие дает ему смелость!
Как правило, мамы начинают испытывать беспокойство: ранее малыш всегда находился под ее контролем, а теперь, свободно перемещаясь, может оказываться в самых неожиданных местах («глаз да глаз за этими тоддлерами!). Это абсолютно нормальная реакция. Сепарация — болезненный процесс не только для ребёнка, но и для матери.
В этот период особенно важно, чтобы мама сохраняла эмоциональную доступность, но позволяла ребенку отдаляться. Гиперопека или, наоборот, эмоциональная отстранённость, могут препятствовать развитию автономии.
Один из самых ярких и активных этапов. Ребёнок учится ходить, и с этим открывается целый новый мир. Он начинает активно отдаляться от матери физически, исследует пространство, трогает предметы, все становится предметом его интереса. Его либидо направлено теперь не только на мать. Малер назвала этот этап «роман с миром». При этом, как только ребёнок устает, пугается, он стремительно возвращается к матери — за поддержкой, «дозаправкой» безопасностью.
Фаза воссоединения (18–24 месяца)
Я сам, но нет.
Старайтесь сохранять спокойствие во время истерик. Назовите его чувства («Ты злишься, потому что...»). Устанавливайте четкие и понятные границы с любовью. Помните: этот противоречивый период — очень нужный и точно временный.
Малыш будто тестирует границы: «Можно ли быть отдельным, но при этом любимым?». При этом он начинает понимать, что другие люди — независимые, они не подчиняются только ему, они могут вводить ограничения на какие-то действия, фрустрировать. Все это вызывает болезненные реакции в детской психике, Маме в этот период важно сохранять эмоциональную устойчивость — не обижаться на протест, уметь выдерживать противоречивые чувства ребенка (и свои в том числе), сохранять терпение.
В поведении это может выражаться в резких сменах настроения, капризах, протесте, в желании то отталкнуть мать, то вцепляется в неё. Несмотря на возросшую потребность в самостоятельности, потеря мамы как значимого объекта очень пугает ребенка. Происходят постоянные колебания от любви до ненависти.
Ребёнок уже может отходить от матери, но начинает осознавать и ограниченность своей автономии. Он может исследовать мир, но не может регулировать свои эмоции, справляться со страхами, голодом, усталостью. В этот период ребенок манифестирует противоречивое послание матери «подойти поближе, нет, стой там!».
Фаза формирования постоянства объекта (2–3 года)
«Мама внутри»
Ребенок должен усвоить, что мама существует, даже когда её нет рядом или в поле зрения. Эта уверенность даёт ему силы жить. Практикуйте эту уверенность, выполняя свои обещания вернуться: мама прощается, а потом возвращается, мама говорит о своей любви, значит мама её испытывает, когда не рядом. Значит он, малыш, любим всегда.
Фаза постоянства объекта — это основа для эмоциональной зрелости здоровой психики. Она позволяет строить отношения, выдерживать разлуку, формировать устойчивую самооценку.
Появляется эмоциональная устойчивость, способность ждать, переносить фрустрацию, а также зарождается внутренняя уверенность и понимание: «Я — это я. Я могу что-то сам. Мама — не я, но она есть. И это хорошо».
Это финальный и один из самых значимых этапов. Постепенно ребёнок начинает удерживать в своём внутреннем мире образ матери, даже когда её нет рядом. Он уже может идти в детский сад или оставаться с другим взрослым, зная, что мама вернётся.
Заключение: путешествие для мамы
(Калил Джебран)
Ведь он любит не только свою стрелу, что летит, но и свой лук, хотя он и не подвижен.
Пусть ваше сгибание в руках этого Лучника будет вам в радость,
Лучник видит свою цель на пути в бесконечное, и это Он сгибает вас своей силой, чтобы Его стрелы могли лететь быстро и далеко
Вы только луки, из которых посланы вперед живые стрелы, которые вы зовете своими детьми.
Вы можете стараться быть похожими на них, но не стремитесь сделать их похожими на себя. Потому что жизнь идет не назад и не дожидается Вчера.
Ведь их души живут в доме Завтра, который вам не посетить, даже в ваших мечтах.
Потому что у них есть собственные думы. Вы можете дать дом их телам, но не их душам,
Ваши дети — это не ваши дети. Они сыновья и дочери Жизни, заботящейся о самой себе. Они появляются через вас, но не из вас, И, хотя они принадлежат вам, вы не хозяева им. Вы можете подарить им вашу любовь, но не ваши думы,
Источники:
1. Малер Маргарет С, Пайн Фред, Бергман Анни, Психологическое рождение человеческого младенца: Симбиоз и индивидуация. Пер. с англ.-М.: Когито-Центр, 2011.- 413 с. (Библиотека психоанализа)
2. Пуртова Е. А., Юнгианский анализ, Теория и методы в юнгианской практике, № 3, 2020.
3. Скинер Р., Клииз Дж. Семья и как в ней уцелеть, М.:Класс, 2016.
Теория Маргарет Малер показывает, что становление личности ребенка — это не череда кризисов, а красивый, хоть и сложный, совместный путь мамы и малыша. Мы надеемся, что этот материал поможет вам сориентироваться о том, «где вы сейчас» и с большим пониманием реагировать на разнообразные проявления малыша. Вы не одни. Вы тоже были в самом начале этого пути.
Путь от «Мы» к «Я» — это самое удивительное приключение родительства. Дышите глубже, доверяйте себе и своему малышу.
Сначала маме нужно пережить опыт полного слияния с младенцем, а затем, постепенно, начать отпускать его в «свободное плавание», при этом оставаясь рядом, не мешая раскрываться его индивидуальности.
В современной психологии принято описывать определенные этапы в развитии ребенка с помощью слова «кризис». Теория Маргарет Малер предлагает взглянуть на каждый отдельный период в течение первых трех лет жизни как на большой красивый процесс, наполненный смыслом, процесс, в котором мать является важным участником: все, что проживает ребенок в этот период, косвенно или прямо сказывается на ее состоянии. На ежедневной основе каждая мама проделывает гигантский труд, вкладываясь в своего ребенка, заботясь о нем.
Made on
Tilda